19 августа православные христиане всего мира празднуют Преображение Господне. В этот день христиане вспоминают евангельское событие, когда на горе Фавор апостолы Иоанн, Петр и Иаков увидели Христа во всей Его Божественной вечной Славе. Также сегодня отмечается Яблочный Спас, праздничный день в народном календаре славян, один из первых праздников урожая.
Первое событие — духовное, второе больше мирское, языческое. Но в церковном календаре эти два праздника, как ни странно, соприкасаются.
С точки зрения священника
По словам настоятеля Михаило-Архангельского мужского монастыря Александровской епархии Русской Православной Церкви отца Афанасия Селичева, согласно греческому Типикону, который действует и у нас, в этот день совершается освящение виноградных плодов нового урожая.
«У нас виноград не растет, поэтому в этот день освящают яблоки. Первые плоды приносятся в храм и благословляются для употребления. Сегодня мы в храме читаем две молитвы, "На освящение новых плодов" и "На освящение гроздий". Речь идет, разумеется, о грозди винограда», — рассказал TKT TV священник.
Некоторые суеверно думают, что до праздника Преображения Господня нельзя есть яблоки. Отец Афанасий считает, что это полная ерунда — есть сорта яблок, которые созревают гораздо раньше, Господь их сотворил не для того, чтобы они сгнили в ожидании Яблочного Спаса.
«Сам праздник Преображения Господня никак не связан с освящением яблок, это скорее календарное событие. Примерно в это время поспевает новый урожай плодов. В Молдавии, например, яблоки освящают на Петров день, а сегодня там освящают виноград, как это и положено по Уставу. Те, кто считает, что праздник Преображения Господня это праздник освящения яблок, заблуждаются, в этом есть большая доля язычества. Факт Преображения никак не связан ни с яблоками, ни даже с виноградом», — говорит отец Афанасий.
Православный священник напоминает, что праздник Преображения Господня это праздник благодатного Божьего Фаворского Света, благодатной Божией Силы и Славы Спасителя, а не праздник яблок или винограда.
«Незадолго до распятия Господь наш Иисус Христос пообещал ученикам своим, что некоторые из них не умрут, но увидят Славу Господню. Христос взял на гору Фавор, на которой часто уединялся для молитвы, троих учеников — Петра, Иакова и Иоанна, и преобразился перед ними, то есть показал им свою божественную сущность настолько, насколько апостолы могли вместить этот невидимый Фаворский Свет», — рассказал настоятель монастыря.
Почему же Христос выбрал только трех учеников? По мнению богословов, Господь взял Петра — первого, кто исповедовал его Сыном Божьим, Иакова — первого из апостолов, кто примет мученическую кончину и Иоанна — первого, кому надлежало получить великое наименование Богослова.
С точки зрения сектоведа
Сектовед, историк, кандидат исторических наук Александр Чаусов считает, что разница между праздником Преображения Господня и Яблочным Спасом, как всегда, в смыслах.
«Что в случае Яблочного Спаса, что в случае Вербного Воскресенья, что в случае Крещения Господня несколько меняются смыслы. Яблочный Спас — это чтобы яблочки освятить, Вербное Воскресение — чтобы веточки вербы в церковь принести, Рождество Христово — чтобы в прорубь окунуться. И эти ритуалы подменяют собой глубочайший смысл церковного праздника», — считает спикер.
По мнению Чаусова, у Преображения Господня глубочайший смысл — явление божественной природы людям. Некоторые богословы говорят, что во время Преображения Господня на горе Фавор изменилась природа всего человечества, и именно тогда был смыт первородный грех.
«Что происходило давным-давно неподалеку от Назарета, многим людям, к сожалению, не интересно, им главное яблочки в церковь принести. И это уже бытовое, околоцерковное язычество», — считает сектовед.
С точки зрения искусствоведа
Искусствовед, старший научный сотрудник отдела хранения и изучения вещественных памятников Новгородского музея-заповедника Юлия Комарова отмечает, что тема Фаворского Света весьма часто используется в иконописи, в том числе, новгородской.
«Преображение Господне — один из двунадесятых праздников, великий праздник. Иконография Преображения Господня складывается очень рано и в Византийском искусстве, и в Новгороде. У нас византийская икона примерно 1341 года из праздничного ряда Новгородского Софийского собора, в составе ее есть сюжет Преображения. Сюжет Преображения — Фаворская гора, на вершине Христос, окруженный Славой. На Славе, сиянии вокруг Христа, иконописцы всегда делали акцент. Это очень развитая древняя иконография», — рассказывает Комарова.
По словам искусствоведа, в экспозиции музея-заповедника есть храмовая икона первой половины XVI века нашей церкви Спаса на Нередице, он же храм Преображения Господня.
«До того, как ученики увидели Фаворский Свет, Христос был для них просто учителем, а в этот момент им была явлена божественная сущность Христа. Но есть толкование, что Христос всегда был тем, кем он был, но в момент восхождения на гору Фавор ученики Христа достигли определенного уровня в своем, внутреннем, духовном восхождении и смогли постичь его настоящую, божественную сущность», — рассказала искусствовед.
В XIV веке получает распространение учение исихазма, особая практика в православии, которая позволяет созерцать мистическую энергию, исходящую от Троицы.
«Приехавший на Русь около 1390 года из Византии Феофан Грек вдохновлялся этим учением. В росписи храма Спаса Преображения на Ильине она очень тщательно разрабатывается. Бога нельзя постичь, но можно достичь такого уровня в своем духовном развитии, что увидишь божественное проявление. Божественный Фаворский Свет это эманация Бога, энергия Бога, ее как раз можно увидеть. Поэтому тема Света это как раз тема всего праздника и иконографии, посвященной этому празднику», — считает собеседница TKT TV.
Конечно, каждый выбирает для себя, что ему важнее — Яблочный Спас или Преображение Господне, прикосновение к Фаворскому Свету или освящение яблок в храме. Наверное, можно совмещать.
Ранее TKT TV сообщали, как представитель РПЦ ответил на выпады новгородских богоборцев против крестного хода.